Делаю роспись по стеклу


Как-то раз, мой знакомый, давно хотевший посмотреть, чем я занимаюсь в мастерской, однажды навестил меня. Посмотрев на работы, выполненные на бумаге, стене, керамике, он предлагает сделать для него роспись по стеклу. Объяснив это тем, что покупать пленку и просто клеить ее, у него нет желания, а увидеть действительно работу художника у себя дома, это другое дело, я сразу же согласился. Ведь для меня это что-то новое, да и портфолио пополниться ценным материалом.

Вот об этом, о выполнении проекта в технике витража, я и хочу рассказать в этой статье.

Для начала посмотрите небольшой ролик:

Итак, вот и началось изучение этого направления декоративной живописи в моем делании – аэрография. Этот вид витражного искусства называется псевдовитраж — техника классического витража была разработана для тех случаев, когда надо декорировать помещение за короткий срок, вкладывая минимум средств, при этом вовсе не обязательно иметь представление о технологии резки стекла. Этот метод действительно позволяет изготавливать просто великолепные витражи, подражая манере мастеров. При помощи этой техники можно изготавливать не только оконные витражи, но и разделительные стенки, декоративные элементы для дверей и мебели (которые я и предлагаю в своем рассказе), картины и зеркала. Применяя это метод обработки стекла, можно удовлетворить запросы той части клиентов, которые, желая украсить интерьер своего дома «настоящим» произведением искусства, выполненным в стекле, не желают брать на себя большие расходы. Эта техника позволяет добиться впечатляющего эффекта, будучи при этом относительно несложной.

Эскиз, предоставленный заказчиком

Эскиз, предоставленный заказчиком

Получив по почте эскиз, предоставленный заказчиком (рис.1), сделав все расчеты по оплате, (стоимость работы вы сможете просмотреть в меню – услуги – роспись по стеклу). Получив предоплату, и два стекла для черновых работ, я приступаю к работе. Первое, это материал, краски. Я сразу же собираюсь в поход по всем художественным магазинам города, выходя с очень маленькими познаниями в этой сфере росписи. Моя деятельность связана с аэрографией, и поэтому на эту направленность я и рассчитываю. Первые краски, на которых остановился мой взгляд, стали Акриловые краски по стеклу и керамике серии «DECOLA» (рис.2),

Рис.2 Первые краски

Рис.2 Первые краски

предназначены для росписи изделий из стекла, фарфора, керамики, фаянса. Пригодны для нанесения на полистирол, оргстекло, стекло. Краски хорошо смешиваются между собой, сохраняют чистоту цвета в смесях, светостойки, устойчивы к воде, не требует фиксации обжигом. Но при более внимательном изучении выяснилось, что прозрачности они не дают, а это значит —  для моей работы они не годятся. Интересный эпизод вышел, события уже говорили о том, что это не те краски. Значит, дело было так, года три назад мне подарили эти краски, но как-то не приходилось работать со стеклом, так они и пылились, мерзли, не использовались. И вот в предвкушении своей новой работы, я наконец-то их достаю, стряхиваю пыль, открываю, и, тык-тык, а они уже давно затвердели и никуда не годились. Отсюда следует вывод, ищи другой вид краски,

Рис.3 Другой вид красок

Рис.3 Другой вид красок

имеющий прозрачность. Поинтересовался у продавцов, и они посоветовали другой вид красок «DECOLA» для витража на водной основе (рис.3). Набираю полный спектр этих красок, заказчик оплатил покупку материала, и окрыленный новыми идеями мчусь в мастерскую выполнять свои пробные работы. Моя творческая деятельность это аэрография, и поэтому сразу возникают вопросы по разбавлению красок, по изготовлению емкостей для такого способа живописи. Немного фантазии, и эти емкости для заливки, превращаются в емкости для задувки (рис. 4), могу сказать, что поспешил переделать все емкости, в дальнейшем мне понадобиться

Рис. 4 Немного фантазии,  емкости для заливки - в емкости для задувки.

Рис. 4 Немного фантазии, емкости для заливки — в емкости для задувки.

заливка, но, уже сделано. Итак, для задувки на стекло все готово! Сперва, делаю рисунок — эскиз на бумаге, подкладываю его под стекло, и начинаю творить (рис.5). Стекла, с одной стороны обработаны пескоструем, матовые, а с другой обычные гладкие, и, почему-то решив, что будет лучше работать на обработанной пескоструйной стороне, начинаю. Зарядив аэрограф, почистив стекло 646 растворителем, начинаю задувать, и тут, начинают проявляться мои незнания в способе рисования этими красками.

Рис.5 Рисунок - эскиз на бумаге.

Рис.5 Рисунок — эскиз на бумаге.

Краска «DECOLA», так как у нее водная основа, вода на стекло не ложиться, она сворачивается «островками», растекается, не ложиться!Подождав, пока слой высохнет, задуваю следующий, нет, и на нем проступают эти «острова», да и после высыхания всех слоев, на просвет не дается той витражной прелести, которые дают заливки этими красками. Так, думаю, ладно, купил уже эту краску, нужно пробовать все варианты и способы ее нанесения. Подождав пока высохнет слой распыления, начинаю наводить контуры, но и здесь вышла промашка, купил вроде бы универсальный контур, а оказалось, что он идет не для стекла и керамики, а для ткани, и конечно, после высыхания, он и пошел трещинами, в местах соединения.

Рис.6 Первый вариант росписи

Рис.6 Первый вариант росписи

Что дальше? Не дав просохнуть контурам, как написано в инструкции,  я начинаю заливку краской «DECOLA», хочется ж быстрее увидеть результат, да и выслать клиенту пробные фотографии, в итоге краска начинает вытекать, и для контура это очень плохо, краску он вообще не держит (рис.6). Уф, ну думаю, все что можно было узнал, все возможности краски попробованы, фотографии сделаны, иду домой, и отсылаю их на просмотр клиенту, после чего договариваемся о встрече для окончательного резюме.

Как все-таки  хорошо, что в нашей семье царит творческая атмосфера, моя жена Оксана, так же занимается творчеством, она ведет детскую студию в Областном доме художественного творчества (ОБХТ г. Николаев). Недавно, она окончила Училище культуры, и одной из ее экзаменационных работ, был витраж, выполненный витражными красками «MARABU». И увидев мои фотографии, она предлагает использовать эти краски, которые сделаны на основе растворителя метоксипропанол. Я с благодарностью принимаю ее предложение, беру краски, что остались после ее работы, и на следующий день бегу в мастерскую пробовать их в распылении, узнав о возможности разведения этой краски сольвентом, я начинаю распыление. И опаньки, легла, и даже держит насыщенность, принимает нанесение слоями, не сворачивается, здорово, теперь действительно есть что предлагать. Мы  договариваемся о встрече с клиентом, я слушаю его пожелания, принимаю два больших стекла, беру еще небольшую доплату, на покупку материала, и расходимся до окончательного выполнения.

Как сделать витраж, с помощью аэрографа?

Буду вести дневник, описание творческого процесса, по этапам.

Рис. 7 Маскирую малярным скотчем.

Рис. 7 Маскирую малярным скотчем.

1) Сначала, делаю контурный рисунок на бумаге, по реальным размерам стекла. Подкладывая его под стекло, начинаю малярным скотчем маскировать те участки, которые не нужно покрывать краской – распылением. Ага! На пескоструйную поверхность монтажная лента не клеиться, уточняю у клиента, важен ли выбор поверхности рисунка, говорит, что на мое усмотрение, — значит выбор на гладкую поверхность, обезжириваю стекло 646 растворителем, и начинаю маскировать (рис.7).

Рис. 8 Начинаем работу с аэрографом.

Рис. 8 Начинаем работу с аэрографом.

2) Начинаем работу с аэрографом (рис.8). В эскизных вариантах, я работал способом «кинжального» метода нанесения краски аэрографом, но выходило очень дробно, линии на просвет не давали эффекта витражного стекла. Решаю работать задувкой большими плоскостями, с помощью трафаретов, вырезанных по контурам основных объемов (деревья, горы) по рисунку. Распыляю! После нанесения краски, пару часиков жду, снимаю маскировочную ленту, с аэрографом закончили.

Рис. 9-10 Нанесение контуров

Рис. 9-10 Нанесение контуров

3) Настало время нанесения контуров на стекло (рис.9). И здесь задача, из одних емкостей очень трудно выходит смесь, неравномерно, встречаются воздушные пустоты производящие плевки, от постоянного напряжения пальцы очень устают. Тогда как другой цвет, этой же марки изготовителя выходит легче, получаются линии ровнее, и без плевков (рис.10). С усилиями закончил, даю время для просыхания контуров, и перехожу к следующему этапу творения.

Рис. 10 Контуры по стеклу

Рис. 10 Контуры по стеклу

Рис. 11 Заливка красками DECOLA

Рис. 11 Заливка красками DECOLA

4) Заливка цветными красками для витража «DECOLA» (рис.11), но вот задача, они то у меня уже переделаны для аэрографа, и здесь опять на выручку приходит смекалка. Я беру шприц, аккуратно обрезаю иглу, набираю краску, и начинаю работу, ну чем не тюбик для краски.

Рис. 12 Лак для покрытия рисунка

Рис. 12 Лак для покрытия рисунка

5) Итак, работа с красками закончена, но сразу бросается в глаза разнородность нанесения краски, заливка и покрытие аэрографом. Поэтому решаю купить покрывной акриловый лак для стекла. Выбор остановился на двух вариантах лака (рис.12), сначала покрываю аэрозолю PEDEO, лак акриловый в баллончике. Действую по инструкции, расположил стекла вертикально, баллончик тоже по инструкции, и начинаю. Наношу, на баллоне говорят достаточно одного раза, а мне не хватает одного, я еще, еще, в итоге, лака собирается столько, что он начинает стекать. Я быстренько стекла кладу в горизонт, а лака то в баллоне и нет, ну вот, думаю, еще задачка, лак то растекся (рис.13).

Рис. 13 Лак то растекся

Рис. 13 Лак то растекся

Ладно, иду очередной раз в магазин, и покупаю лак  IDEA 715, основе импортного растворителя метоксипропанол, благо он густой, кистью начинаю его наносить на свою работу, держит. Ну вот, наконец-то, мое произведение покрыто лаком, да, первая ласточка в этом направлении росписи, даже, думаю, и в аэрографии такого редко встретишь.

И в завершение смотрим и наслаждаемся.


В заключение, подвожу итог.

  1. Акриловые краски по стеклу и керамике «DECOLA» не прозрачны, значит для витража, на просвет не подойдут.
  2. Краски для витража «DECOLA» предназначены только для заливки, для аэрографа не походят, вода и стекло не соединяются между собой.
  3. Краски «MARABU» разводятся сольвентом, и при распылении хорошо ложатся на стекло, попробую их заливкой в следующей работе.
  4. Контуры, к ним нужно либо приспосабливаться, либо искать другие, потому как одни выходят из тюбика легко, а с другими нужно повозиться.
  5. Для придания работе завершающего блеска и прочности, покрывал кистью, лаком  IDEA 715.

Итак посмотрим что у нас вышло по стоимости:

  • Растворитель «Сольвент» — 20 грн.
  • Краски «MARABU» — (желтая — 2 бут., синяя светлая, темная — 2 бут., красная — 1 бут.,  зеленая светлая, темная — 2 бут., фиолетовая — 1 бут., коричневая — 1 бут.,  — по 22 грн. — 200 грн.
  • Стекла (размер 1500 — 300 мм) — были предоставлены заказчиком.
  • Краски для заливки витража, на водной основе «DECOLA» — (белая, телесная, зеленая, желтая, красная, бордо, синяя, фиолетовая) — 128 грн.
  • Контур для витража, 3 упаковки по 30 грн. — 100 грн.
  • Лак бесцветный для красок по стеклу «IDEA»  715 — 45 грн. 

ИТОГО материал — 500 грн., РАБОТА — по 500 грн. (2 окна)  = 1500 грн.

Ну вот и все, работа готова, вы можете посмотреть ее, и прочитать. Дорогие читатели, прокомментируйте, кто согласен, кто нет, поделитесь опытом, если были такие рисунки. Буду рад услышать ваши отзывы!

Делаю роспись по стеклу: 4 комментария

  1. Екатерина

    Лак и краска витражноя idea vetro не на водной основе, а на основе импортного растворителя метоксипропанол. Исправьте пожалуйста.

    1. Слепуха Дмитрий Автор записи

      Да, исправил. Мои познания в этом виде рисунка еще требуют проработки мелочей.

  2. Олеся

    А зачем пытаться изо всех сил их распылять, если их заливают? И почему перед изготовлением витража не прочитать информацию про то какие материалы используют?

    1. Слепуха Дмитрий Автор записи

      Читал, изучал, на тот момент мне понравилась идея с сочетанием разных техник наложения красок. Допустим одной можно заливать, а другой распылять, они ложатся на стекло по разному.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.